Новости

Ситуационные центры и центры управления: опыт реализации и перспективы развития

Создание региональных и федеральных Центров управления нового поколения и вопросы взаимодействия с федеральными Центрами управления обсудили в рамках круглого стола «Ситуационные центры и центры управления: опыт реализации и перспективы развития».

Участие в круглом столе принял первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ Дмитрий Годунов, президент группы компаний Polymedia Елена Новикова, директор компании «Фор Ивент Солюшнс» Антон Бакеев, руководитель проектов Notamedia Алексей Власов и руководитель направления по информационным системам компании Polymedia Николай Муравьев, доктор технических наук, профессор Николай Иванович Ильин.

Николай Иванович Ильин привел краткую характеристику особенностей функционирования и состава программно-аппаратных комплексов СЦ федеральных и региональных органов государственной власти, государственных корпораций и предприятий, функции и задачи региональных центров управления (РЦУ), центров «безопасный город», а также их программно-аппаратные комплексы. Особое внимание уделил организации сопряжения информационных ресурсов и взаимодействию СЦ ОГВ, ЦУР, РЦУ и центров «безопасный город», а также внедрению информационно-аналитических систем. Система указанных центров рассматривается в качестве интеграционной платформы цифровой трансформации государственного управления, инструмента информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений.

Сегодня ситуационные центры позволяют оперативно собирать информацию, выводить информацию (визуализировать) для коллективного обсуждения и позволяют оперативно управлять ситуацией. Такие центры позволяют купировать чрезвычайные ситуации. «В прошлом году все мы понимали, какая требовалась оперативность в принятии быстрых и правильных решений. Традиционные методы, к сожалению, больше не работают», - говорит Елена Новикова. Говоря о новых подходах Елена Новикова остановилась на концепции СЦ нового поколения и принципиально новых подходах к методологии: «Сегодня требуется дальнейшее совершенствование методологии работы, также стоит отметить, что проектирование СЦ должно занимать не меньше времени, чем его реализация».

Опытом создания пилотного центра тестовых соревнований, а затем и Центра управления зимними Олимпийскими играми в Сочи, о создании четырех центров управления Кубка Конфедерации FIFA 2017 и 12 центрах управления Чемпионатом мира по футболу FIFA 2018, включая главный операционный центр, подробно рассказал Антон Бакеев. Он рассказал об эволюции технологии создания и практического использования ситуационных центров в России и международном опыте. Также о том, как позже была выработана база нормативно-правовых актов, как проходило обучение сотрудников, число, которых достигало 3 тысяч человек. Также спикер подробно остановился на создании и работе информационных технологий и телекоммуникаций, процессе отработки инцидентов и их структуре. Кроме того, спикер поделился с участниками тем, как опыт организации СЦ на международных мероприятиях высшего уровня был применён в рамках работы при создании Ситуационного центра АЦ ПРФ. Аналитический центр при Правительстве РФ реализует ряд пилотных проектов с несколькими регионами, в рамках которых отрабатывается целевая архитектура и практическое взаимодействие СЦ регионального и федерального уровней.

Алексей Власов рассказал о системе инцидент-менеджмента, которая состоит из 8 ключевых модулей. Это, прежде всего, автоматическое формирование чатов по событиям и хранение истории работы по событиям. «Мы постарались воссоздать user story того, что происходило для достижения конкретного результата – это поможет в дальнейшем создавать методологии и best practice. Это, пожалуй, один из наиболее важных факторов для Ситуационного центра – постоянное развитие и масштабирование лучших практик», - подчеркнул Алексей Власов. Также спикер поделился с участниками информацией о сущностях системы, ролях, жизненном цикле события и возможностях системы.

Также речь зашла о проактивном реагировании и разборе инцидентов, где российская BI- платформа Visiology является инструментом, который выявляет критические точки. Николай Муравьев добавил, что информационно-аналитическая система, в данном случае, выступает в двух ипостасях, первая - аналитика и мониторинг работы с инцидентами, вторая - система может выступать в качестве средства определения инцидентов.